<<< предыдущая лекция <<<
А КАК НАСЧЕТ…?
Часто Задаваемые Вопросы
(лекция четвертая)
"Помогите! Я даже не знаю, с чего
начать"
Не начинайте с попыток решить какую-то проблему. Кликер предназначен
для того, чтобы создать навык "с нуля", а не для того,
чтобы уничтожить его. Один простой способ создать навык - "выйти
на охоту" за ним. Если ваша собака уже имеет все навыки, про
которые мы говорили во 2 лекции, выберите какой-то простой трюк,
например, вальсирование, поклон или "Дай лапу", или переворачивание
страниц журнала; используйте его как ваш первый опыт в формировании
навыка.
"Моя собака боится кликера. Я
щелкнул, а он убежал и спрятался под кроватью"
Собака боится кликера потому, что не знает, что он означает. Ей
не хватает правильной информации, и это, возможно, делает ее подозрительной
(некоторые собаки, не без оснований, связывают любой новый опыт
с визитом к ветеринару).
Не переживайте по поводу страха; работайте над тем, чтобы предоставить
собаке информацию. Вы можете несколько смягчить звук щелчка, щелкая
в кармане или у себя за спиной. Вы можете на самом деле приглушить
щелчок, обмотав металлическую часть "углубления" несколькими
слоями скотча. Теперь щелкните - только один раз - когда вы даете
собаке корм; или когда вы бросаете ей особое лакомство или даете
особую игрушку. Щелкните (только один раз, в кармане), когда вы
выпускаете собаку (или впускаете) или выходите с ней на прогулку.
Найдите повод для того, чтобы сообщить: "Сейчас будет что-то
хорошее" с разными интервалами в течение всего дня и вечера.
Как вы думаете, сколько событий, связанных со щелчком, потребуется,
чтобы собака поняла, что щелчок означает хорошие новости?
"Что делать, если моя собака не
любит лакомство и не будет работать за еду?"
На пикнике для дрессировщиков один из владельцев рассказал мне,
что его немецкая овчарка очень разборчива в еде и не будет работать
за лакомство - в то время как за его спиной собака воровала остатки
жареной курицы из выброшенных бумажных тарелок. Я отрезала несколько
кусочков курицы и с помощью кликера примерно за пять минут научила
собаку следовать за жезлом. Мораль: для начала используйте то лакомство,
которое нравится вашей собаке.
Конечно, некоторые собаки имеют все основания для того, чтобы с
подозрением или даже некоторым цинизмом относиться к лакомству:
возможно, бесплатная еда в прошлом принесла какие-то плохие, с точки
зрения собаки, последствия. Поэтому, если у вас именно такая собака,
не торопитесь. Просто щелкайте и давайте лакомство, щелкайте и давайте
лакомство, по несколько раз, дважды в день, не за какое-то определенное
действие и без определенного расписания.
Вы можете встать около собачьей миски и после каждого щелчка бросать
туда лакомство. Даже если собака очень подозрительна, она услышит,
что в миску упала еда. Как только собака поймет, что у вас нет никакого
подлого замысла, она съест то, что лежит в миске. Как только она
найдет несколько способов заставить вас щелкнуть и дать лакомство,
она полюбит лакомство еще больше! Попробуйте, и вы увидите сами.
"Что делать, если у меня не одна
собака?"
Разделите собак - работайте с ними по одной, и закрывайте остальных
на улице, или в прачечной, или в клетках, или в кухне, или привяжите
их к стулу. Конечно, остальные собаки будут слышать щелчки; они
не будут получать лакомство, поэтому они не будут приходить в замешательство
- просто будут с нетерпением ждать своей очереди.
"Сколько должно длиться занятие?
Как часто я должен заниматься с собакой?"
Лучшее начало - пятиминутные занятия, когда у вас есть время. Ученые
доказали, что собаки и другие домашние животные, а также люди могут
научиться большему за несколько коротких занятий, чем за одно длинное.
Короткие занятия более увлекательны и не так утомляют, и кроме того,
для них проще найти время даже при самом загруженном расписании.
"Могу ли я отрабатывать более
одного навыка в течение занятия?"
Да, конечно. Вы можете в течение одного занятия отрабатывать подход,
посадку, затем движение рядом, а также один-два трюка. Перемена
деятельности делает занятие более увлекательным. Чего НЕ СЛЕДУЕТ
делать - это работать над несколькими элементами отдельно взятого
навыка, используя только одно подкрепление. Например, если вы отрабатываете
движение рысью с высоко поднятым хвостом (то, что требуется в шоу-ринге
у многих пород), выделяйте щелчками или их отсутствием только это;
не ругайте собаку за то, что она отстает. Движение без отставания
- это другое задание. Отрабатывайте его отдельно.
"Я веду групповые занятия, при
которых в одной комнате находятся много собак и людей. Я не представляю
себе, как можно использовать кликеры, если ими будут одновременно
пользоваться десять человек"
На самом деле, использование кликеров при групповых занятиях вполне
реально; так делают многие современные дрессировщики. Большинство
собак слышит лучше, чем мы. Они знают, где находится их владелец,
у которого есть для них лакомство, и откуда идет звук. Даже собака
может узнать СВОЙ щелчок, услышав его примерно три раза.
Хотя, если этот вопрос вас беспокоит, выберите слово "Да",
или "Правильно", или "Хорошо" - и пусть ваша
группа дома пользуется кликером, а на улице и на занятиях - своим
"волшебным словом". Один инструктор использует на занятиях
буквы алфавита: один человек говорит Б, другой К, и так далее. Или
же выберите короткое, резкое слово, например, "Зот" или
"Зэп".
Словесный "щелчок", или слово, не так уникален и отчетлив,
как звук кликера, поэтому он не так полезен при формировании новых
навыков и действий, но он поможет поддерживать уже полученные навыки.
Некоторые люди также используют особое прикосновение - в качестве
замены щелчка: это очень полезно в шоу-ринге.
"Что произойдет, если я сделаю
ошибку в дрессировке? Это испортит собаку?"
Если вы допустили ошибку, посмейтесь и приласкайте собаку. Довольно
легко щелкнуть раньше или позже, или не за то, за что следует, или
пропустить великолепную возможность подкрепить поведение, и все
мы время от времени допускаем подобные ошибки. В конечном итоге,
вам удастся сделать достаточно "правильных" щелчков, чтобы
объяснить собаке, чего вы от нее хотите. В то время как ошибочное
наказание может принести много вреда учебному процессу, ошибочное
поощрение или даже два безвредны. Кликер-тренинг - это творческий,
интерактивный и всеобъемлющий процесс; это очень великодушная система.
"Что делать, если собака ошибется?"
Не щелкайте. Это все. Не говорите "Нет", не дергайте
поводок, не толкайте собаку в нужном направлении. Добавив наказание,
коррекцию или принуждение, вы не поможете своему питомцу понять,
как заработать щелчок. Это не сделает собаку более надежной, хотя
многие дрессировщики уверены, что применение силы в дрессировке
обязательно. На самом деле, оно только делает собаку менее заинтересованной
в обучении.
"Означает ли это, что я никогда
не должен наказывать собаку? А что, если собака прыгает на людей,
или кусает меня, или крадет еду с кухонного стола, или убегает?"
Некоторые люди считают, что использование положительного подкрепления
означает, что вы никогда не ругаете собаку и не контролируете ее
физически. Это невозможно. Поводок - это реальность жизни собаки.
Необходимо держать собаку на поводке, когда вы идете в незнакомые
места, или туда, где есть дорожное движение, или находясь в обществе
незнакомых собак. И конечно собака должна знать значение слова "Нет",
чтобы вы могли, например, прекратить попытки хватать вас зубами
за руки и за одежду или грызть мебель. Помните, что при коррекции
неправильного поведения своевременность так же важна, как и при
подкреплении хорошего поведения. Вы должны прореагировать в тот
момент, когда действие происходит, а не после, или когда вам кажется,
что оно может произойти.
Хотя коррекция и ругань могут прекратить поведение (конечно, в
вашем присутствии), эти способы неэффективны при обучении собаки
чему-то новому. Для этой цели лучше работают щелчки и лакомство.
Что же касается воровства еды, опрокидывания мусорного ведра и так
далее, выбор зависит от вас - вы можете убрать искушение до того
времени, пока не объясните собаке, что ей будет за эти действия.
"Разве нет необходимости заставить
собаку уважать и даже бояться меня, если я хочу добиться долгосрочного
надежного послушания?"
Вы обнаружите, что чем больше ваша собака умеет ДЕЛАТЬ, тем больше
она доверяет вам и уважает вас, и тем легче становится объяснить
ей, что она должна сделать. Более того, дрессировка с использованием
подкрепления формирует собаку, которая делает то или иное упражнение
потому, что она ХОЧЕТ его сделать, понимает, в чем заключается задание
и уверена в успешном результате. Это и есть настоящая надежность.
"Вы не слишком много рассказываете
о командах; когда я должен говорить собаке, что ей делать?"
Когда у собаки сформируется навык. Сначала собака учится тому,
что посадка заслуживает щелчка и лакомства. Затем она учится, что
посадка приносит ей щелчок и лакомство, только если перед этим вы
сказали "Сидеть!" Таким образом, слово становится сигналом,
что именно в данный момент посадка принесет поощрение.
При дрессировке с применением наказания - например, коррекции поводком
- команда используется для предупреждения собаки. Так, с самого
начала мы командуем "Рядом", а затем дергаем собаку, чтобы
она шла рядом с нами. Таким образом, с точки зрения собаки команда
означает "Рядом, а то тебя дернут". Собака учится выполнять
ее, чтобы избежать рывков.
В кликер-тренинге нет необходимости издавать непонятные собаке
звуки, пока она не приобретет тот или иной навык. В традиционном
понимании команда - это предупреждение. Сигнал же означает "зеленый
свет" для того или иного действия, которое многократно поощрялось
в прошлом.
"Что, если я подаю сигнал, а собака
не реагирует на него?"
Это означает, что вы не установили этот сигнал в данных условиях.
Вот обычный пример: собака великолепно выполняет команду "ко
мне", находясь дома, но в парке, полном белок, она внезапно
глохнет. Это не означает, что она не слушается, это означает только,
что дрессировщик недостаточно часто подавал команду "ко мне"
и подкреплял ее выполнение в этих новых условиях. Возможно, человеку
придется отработать (сначала на поводке, шаг за шагом) "подход
в незнакомых местах", "подход с большого расстояния"
и "подход, даже если вокруг белки". Вы можете достичь
этого быстрее и с большей вероятностью, формируя поведение шаг за
шагом, а не зверея или наказывая собаку за невыполнение команды.
"Когда я могу перестать давать
лакомство?"
Очень популярный вопрос. Щелчок и лакомство предназначены для формирования
нового навыка, или для обучения его выполнению в более сложных условиях.
Когда он сформирован, вам как правило больше не нужно давать за
его выполнение лакомство.
"Что, если я хочу заниматься дрессировкой
на послушание или участвовать в других соревнованиях со своей собакой?"
Кликер - великолепное средство для того, чтобы объяснить собаке,
участвующей в соревнованиях по послушанию, саму природу любого задания
- от идеального движения рядом до более продвинутых упражнений,
таких как выборка по запаху. Умные дрессировщики повсюду являются
пионерами в разработке методов формирования традиционных навыков
при помощи подкрепления, а не коррекции. Разрабатываются новые книги
и видеофильмы. Все больше и больше дрессировщиков используют дрессировку
с помощью подкрепления, чтобы подготовить любых собак - от домашних
любимцев до полицейских патрульных собак; но везде в собачьем мире
подобная дрессировка - довольно новая идея. Присоединяйтесь! Другим
пионерам нужен ваш вклад!
"Как использовать кликер-тренинг
на соревнованиях по послушанию, если всем известно, что в ринге
нельзя пользоваться кликером и лакомством?"
Повторюсь: кликер и лакомство - это средства обучения навыку. К
тому моменту, когда вы попадете в ринг, процесс обучения уже должен
будет завершиться. У вас уже будет установлен словесный заменитель
щелчка, а ласка и похвала сменят лакомство; поэтому щелчок и лакомство
в ринге вам не понадобятся.
Зачастую собаки, которые отказываются работать в ринге - это собаки,
которых дрессировали с помощью коррекции. Чем больше они участвуют
в соревнованиях, тем больше они делают ошибок; не потому, что они
"знают", что их не скорректируют, а потому, что отсутствие
коррекции сообщает собаке, что то, что она делает - это то, что
она должна делать. В этом есть определенная доля иронии: в ринге
разрешается хвалить собаку, но не разрешается ее корректировать.
Поэтому дрессировка с применением подкрепления дает вам преимущество
в общении с вашей собакой на ринге.
"Я уже давно занимаюсь со своей
собакой послушанием. Как мне включить кликер-тренинг в то, что она
уже знает?"
Не делайте этого; как минимум, до тех пор, пока у вас обоих не
будет опыта в новой системе. Морган Спектор, дрессировщик классов
послушания и участник соревнований, который перешел от традиционных
методов к кликер-тренингу, называет это "переходная собака".
Переходные собаки (и переходные дрессировщики) должны от многого
отучиться, равно как и многому научиться. В некоторых вещах, опытному
традиционному дрессировщику будет сложнее научиться кликер-тренингу,
чем абсолютному новичку.
Не начинайте с работы над навыками, которые ваша собака уже знает.
Начните с трюков или чего-то еще нового.
"Возможно, кликер-тренинг срабатывает
на собаках, но его нельзя использовать при дрессировке кошек и других
животных, ведь так?"
Нет, можно. Собаки и лошади работают, чтобы порадовать нас (так
нам нравится думать) или, по крайней мере, чтобы не раздражать нас.
Дикие животные и домашние, такие как кошки, кролики и птицы, не
обязательно ценят наше мнение; и если вы разозлитесь на них и попытаетесь
заставить их сделать что-либо, они только паникуют, сопротивляются
и царапаются, и пытаются убежать. Поэтому мы называем их "независимыми",
"непослушными" или "недрессируемыми".
Тем не менее, все животные способны понять, куда им нужно пойти
и что сделать, чтобы получить еду. Кликер-тренинг полагается на
врожденный навык передачи новой информации животному. Поэтому, например,
кошка может легко научиться с помощью кликера, куда ей залезть -
например, на скамеечку у пианино - и что ей там делать - нажимать
лапами на клавиши - чтобы получить кусочки тунца. Кто кого выдрессировал?
Кошка считает, что она вас. Вас это волнует?
"Работает ли эта система на детях?"
Да. Можно сообщать детям, что вам нравится то, что они делают в
настоящий момент и сделать так, чтобы они были вознаграждены. Это
намного эффективнее, чем говорить им, что они делают неправильно,
и заставлять их исправлять это. Детям подобная система тоже нравится
больше.
"А как насчет супругов?"
Конечно. Положительное подкрепление нравится всем. Что самое замечательное,
иногда супруги и дети учатся возвращать его; в этом случае вы тоже
получаете положительное подкрепление. Помните: кликер-тренинг -
это не что-то, что вы проделываете с животными или людьми. Это что-то,
что вы делаете вместе с ними. Он всем нравится; все выигрывают.
Карен Прайор
|